Вернуться на главную страницу

 

  Публикации. "В магазин без кошелька".

      Данный текст был подготовлен для журнала Smart Money. Увы, с 18 мая 2009 года издание журнала приостановлено - кризис... Выкладываем текст здесь, им можно пользоваться на ваше усмотрение.

В магазин без кошелька.

      Открывает сумочку, достает кошелек, закрывает сумочку. Открывает кошелек, достает деньги, закрывает кошелек. Открывает сумочку, убирает кошелек, закрывает сумочку. Дает деньги в кассу. «Мелочь не посмотрите?»... И снова - открывает сумочку, достает кошелек, закрывает сумочку. Открывает кошелек, достает мелочь, закрывает кошелек. Открывает сумочку, убирает кошелек, закрывает сумочку. Дает деньги в кассу. «Возьмите сдачу»…

      Не правда ли, знакомый сценарий в час пик в магазине? И приходится ждать, тратя на очередь каждый день по 10-15 минут, совсем не замечая того, что в год только на эту очередь тратится четыре… только подумайте – четыре дня жизни! Не менее редко встречается вариант «нет сдачи» («вы что, еще б с сотней баксов жвачку покупали?!», «где ж я тебе сдачу-то найду, только инкассация была?»).

      Что интересно: выход есть! Для этого могут использоваться и используются безналичные операции, операции, когда покупки осуществляются по картам международных платежных систем. При применении карт, при наличии связи и средствах на счете клиента, операция оплаты происходит в несколько раз быстрее наличной оплаты. Однако с картами нужно держать ухо востро: в последнее время все чаще встречаются мошеннические операции: магнитную полосы могут тайно скопировать, да что там полосу – в банкоматах появились вирусы, ворующие ПИН – коды. Кроме того, карту можно забыть, потерять, да и каждый год или два, в зависимости от условий банка, необходимо переиздавать карту, писать заявление, получать саму карту, ПИН – конверт, и пытаться, на самом деле – сильно пытаться запомнить этот злополучный код. А можно ли проще?

      Что интересно: выход есть! Новые технологии позволяют клиенту обратиться в банк лишь один раз, все же остальные действия покупатель осуществляет в магазине. При этом «бонусом» системы является то, что покупатель обслуживается в магазине по отпечатку пальца, т.е. по биометрическому признаку, который просто невозможно забыть дома, при этом открывается доступ ко всем финансовым продуктам банка, вплоть до предоставления кредитной линии!

      Как это работает? Покупатель ходит в магазин. Совершает покупки, расплачивается за покупки как обычно, при этом ему магазин предлагает за прикосновение пальца к сканеру отпечатков пальцев получить скидку… ну, скажем, в три процента. Покупатель покупает и прикасается, покупает и прикасается, и так повторяется месяц, два, три…

      При выполнении некоторых требований, например, когда три месяца подряд покупатель (предъявитель отпечатка пальца) тратил на покупки не менее 10000 рублей, ему предлагается обратиться в банк для получения кредитной линии для целевых трат в этом магазине. При этом платежеспособность клиента для получения кредитной линии подтверждается историей его трат, а оплата осуществляется в момент распознавания отпечатка пальца.

      Данную технологию работы предложила компания «БИПИН». Мы считаем, что не существует каких бы то ни было технических или технологических ограничений для таких систем, и что уже сейчас в действующем законодательстве Российской Федерации есть все необходимое для юридически грамотного построения системы. Единственное ограничение, идет от косности мышления, от силы привычки. Причем, «привычка» относится больше к руководству магазинов и консервативным банкирам. Рядовой же покупатель высказывается за введение биометрических систем оплаты: более половины из двух сотен опрошенных покупателей поставили идее оценки 4 или 5 по пятибалльной шкале сразу при задании вопроса. После разъяснения правил работы системы количество положительных оценок превысило 70% от общего количества оценок.

      Для того, что бы показать банкам и магазинам возможность и удобство работы с биометрией, мы уже разработали биометрические приложения для смежных областей. Уже готово биометрическое решение для ресторанов и столовых – это решение позволяет отказаться от карт лояльности, карт оплаты и работает совместно с самым популярным ресторанным программным обеспечением R- Keeper. Уже сейчас на базе существующих комплексов можно построить системы питания без талонов, денег, исключительно на биометрии.

      Второе решение, для банков, появилось не так давно, и уже сейчас частным клиентам предложено получать информацию о собственных счетах, картах и кредитах по отпечатку пальца. В ближайшее время будут предложены сервисы для юридических лиц, когда биометрия позволит перейти на новый уровень безопасности при совершении финансовых операций с одной стороны, и отменит излишние формальности при получении справочной информации.

      Ряд решений автономного исполнения будут представлены ближе к осени. Один вариант комплекса позволит исключить мошенничество в очередях, предусматривая биометрическую идентификацию при «постановке» в очередь и «отмечании» в ней. Другой вариант биометрического комплекса позволит решить проблему социальных скидок: после однократного предъявления необходимого для получения скидки документа дальнейшие скидки будут получаться по прикосновению пальца к сканеру, исчезнет проблема истрепанных документов, «святой» социальной карты… и жить станет проще.

      За рубежом решаются не менее интересные задачи, использующие биометрическую идентификацию. Известна голландская система для ночных клубов, где отпечаток пальца подтверждает возраст и факт оплаты прохода. Известна германская система учета посещаемости занятий студентами. И это, не говоря про задачи государственного масштаба для миграционных целей и предоставления виз в ряд стран. Заметим, кстати, «биометрические паспорта», столь популярные с последнее время, хранят в себе пока лишь оцифрованную фотографию, и ничего больше.

      Есть надежда на то, что реализация локальных биометрических проектов, даже на уровне одной столовой, магазина или банка, докажет лояльность потребителей, а так же привлечет интересы разных участников системы и позволит все-таки построить биометрические платежные системы, которые на самом деле должны облегчить всем нам качественную жизнь.

 

Отправить E-Mail на адрес: a@bipin.ru